Искусно об искусстве: ребенок в музее
Как сводить ребенка в музей? Мало его туда привести — бессмысленное блуждание по залам и обилие экспонатов не оставят в детской голове яркого впечатления. Заказывать экскурсию подчас слишком дорого для одной семьи, поэтому стоит продумать самостоятельную программу. Какие картины показывать? Что о них рассказать? Как долго должна длиться экскурсия? На эти вопросы отвечает научный сотрудник Третьяковской галереи Людмила Полозова.
За одно посещение все показать нереально — после такой экскурсии ребенок долго не захочет возвращаться в музей. Перед тем как пойти, например, в Третьяковскую галерею, нужно почитать о картинах, выбрать несколько залов и найти те волшебные слова, которые откроют ребенку секрет этого произведения. Показывайте то, что вы сами любите, поскольку дети тонко чувствуют фальшь. Вовлекайте ребенка в диалог — если он будет просто молчаливым слушателем, через десять минут ему захочется удрать. А если он будет отвечать на ваши вопросы, вы поразитесь, на какие глубокие суждения способны дети. Есть в галерее картины, рассказывая о которых, я вспоминаю и цитирую моих маленьких друзей. Они помогали мне делать настоящие открытия.
Покажите то, что нравится вам, а потом дайте ребенку найти свою картину. Он должен сделать свой выбор. Спросите его — почему именно эта картина ему понравилась? Для вас она может быть совсем не примечательна, вы ее можете даже не заметить, а ребенку она западет в душу.
Если ребенок вдруг потерял интерес к общению, нужно расспросить, что с ним не так. У меня были случаи во время экскурсий, когда причиной послужила тесная и неудобная обувь, заболела спина, появилось ощущение голода, жажды, желание пойти в туалет, стало холодно или душно. Родители должны продумать такие мелочи, прежде чем начнется экскурсия. Если же ребенок просто устал, дайте ему отдохнуть, посидите, вспомните картины, что только что смотрели в зале, и обязательно его похвалите.
Есть еще одно правило — не перенасыщать информацией маленького слушателя. Учитесь искусству учить.
Итак, давайте представим, что вы привели своих детей на экскурсию в Третьяковскую галерею. Для примера выберем несколько картин в залах О.Кипренского и К.Брюллова.
— С кем чаще всего встречается человек?
— С человеком.
— Тогда стоит подойти к портрету того, кого знают и взрослые, и дети — к портрету Александра Сергеевича Пушкина, написанному художником Орестом Кипренским в 1827 году для друга поэта — А.А.Дельвига. Портрет этот очень нравился Пушкину, и потому в 1831 году, после смерти Дельвига, он купил его у вдовы. Интересно, а был ли таким Пушкин в жизни? Современники говорили, глядя на портрет, что он удивительно похож, разве только губами не шевелит. Так какой же он на портрете?
— Кудрявый, голубоглазый, смуглый, «как денди лондонский одет».
— Верно! Но у меня однажды был случай, когда девочка сказала, что у Пушкина на этом портрете «лицо как маска и глаза стеклянные». Давайте разбираться, почему ей пришла на ум такая мысль? Для начала определимся, что означает скульптура богини на заднем плане картины? Дети постарше легко справляются с вопросом — это муза поэта с лирой в руках. Скажи мне, хоть одну струну муза тронула?
— Нет.
— Тогда с чем сравним душу поэта? Выходит, лицо как маска потому, что душа уподоблена молчащей струне? Но ведь и глаза — зеркало души! Так чего же ждет поэт?
— Поэт ждет вдохновения.
— Верно!
И лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел!
Пушкин очень хорошо понимал, что Кипренский хотел этим портретом сказать зрителям об избранности поэта. Такие портреты рождаются у художников только на волне вдохновения и восхищения перед человеком. Кипренский был настолько прославленным портретистом своего времени, что его автопортрет был заказан художнику для галереи Уффици во Флоренции. Там он и находится. И еще. Вы заметили, как легко, минуя многие исторические факты, мы рассмотрели этот замечательный портрет, а заодно поучились расшифровывать значение деталей, которые так важны для правильного «прочтения» картин. Благодаря художнику мы встретились с Пушкиным. Теперь самое время задать вопрос о сказках и стихах поэта. И ребенок обязательно хоть что-то, но вспомнит, и за это его нужно обязательно похвалить, так как в этот момент нельзя забывать, что вы со своим ребенком находитесь в сотворчестве.
После того как мы рассмотрели портрет, хорошо бы переключить внимание ребенка на пейзаж.
Почти рядом с портретом Пушкина находится картина Сильвестра Щедрина «Лунная ночь в Неаполе», написанная им в Италии в 1828 году. Этот художник прославился итальянскими пейзажами. Но он был не только прекрасный живописец, он был необычайно добр к беднякам, которые ему охотно позировали. А теперь хорошенько рассмотрим пейзаж.
— Нравится тебе эта картина или нет?
— Нравится.
— А чем она тебе нравится? — И надо выслушать ребенка, что он вам скажет. Можно задать вопрос: «А люди на картине? Видят ли и они так же, как художник, очарование итальянской ночи?»
— Нет, они этого не видят. Они, наверное, к этому привыкли.
— Видимо, так оно и есть. Но нам нужно сейчас посмотреть на мир глазами художника-романтика, который сознательно ищет и воспевает особенную красоту, в нашем случае — южную ночь. Скажи мне, а на что похожа эта луна, обрамленная облаками? Многие девочки отвечают, что она похожа на сердцевинку цветка, а мальчики — что это похоже на глаз. И в самом деле, поэты того времени называли луну «ночным оком». А теперь посмотрим на лунную дорожку. Посмотри, как сверкают лунные блики на мелких волнах. Скажи, на что это похоже? С чем сравним? И вот из-за того, что мы так «мучаемся» и не бежим к другому произведению, мы сейчас многое и запомним. Так на что же похоже мерцание лунного света на этих пологих волнах?
— На рыбью чешую.
— И в самом деле! А многие дети мне отвечают, что этот лунный свет похож на драгоценные сверкающие бусы.
Теперь перейдем к следующей картине Щедрина «Вид Сорренто». На этой картине мы видим, как солнце буквально растворяет ночную мглу. Мы также увидели, что художник не просто смотрит и говорит нам, что это серые скалы, а это коричневые холмы — он рассматривает их в драгоценных, тончайших и изысканнейших оттенках. И сейчас мы должны научиться изъяснить словами, какие же оттенки он использует, и тогда, может быть, мы захотим найти такие цвета в природе. И опять вопрос, смотрят ли люди, изображенные на этой картине, на этот мир?
— Нет!
— Верно, они все заняты своими делами и не замечают этой красоты. Они к ней привыкли. Но их дело разгружать эту баржу, а дело художника — прославить Божий мир. Изумительной красоты облака витают в лучах солнца. И мы смотрим на воду и видим, что в ней тоже много так называемых рефлексов. Вода-то не синяя, она совершенно разных оттенков, и здесь взрослые должны сами понять: так какие цвета использовал художник? А затем открыть это ребенку. Всматривание в картину помогает ее оценить, мы становимся ее знатоками.
— А теперь давай посмотрим на эту волну. Ведь можно ее изобразить по-разному, а вот обрати внимание, на что похожа эта волна?
— На лепестки.
— А еще на что? На кружева, мы прекрасно знаем это выражение — кружевная волна. Язык романтика здесь налицо, мы увидели это в ночи и днем. И как переполняли сердце Щедрина хвала и радость, когда он писал этот Божий мир на радость человеку. И когда мы открываем для себя эту красоту в самых тончайших ее проявлениях, мы тоже начинаем ощущать, что Бог создал потрясающей красоты мир. А кто нам сейчас открыл глаза на этот мир? На человека Александра Сергеевича Пушкина — художник Орест Кипренский; Сильвестр Щедрин объяснил красоту природы языком романтика. Как поэты объясняются с людьми через слова, так художники — через образы.
Click here to preview your posts with PRO themes ››
Быстро бежать по всем залам не следует. Лучше посмотрим немного и придем еще, но зато глубже изучим каждое увиденное полотно.
— Давай посмотрим на картину «Новый Рим» Сильвестра Щедрина и разберемся, что же такое перспектива? Наш глаз видит, что изображение на картине уменьшается по мере отдаленности. Так какое же здание самое далекое?
— Собор Святого Петра.
— А самое близкое к нам?
— Замок Святого Ангела.
— Правильно. Теперь вопрос, а какое изображение самое ясное, а какое более затуманенное?
— Замок Святого Ангела выглядит яснее, а собор будто в дымке.
— А почему? Потому что воздух — это тоже предмет. Художники заметили, что чем дальше объект изображен на картине, тем больше он покрывается легкой дымкой. И мы смотрим на реку Тибр и видим, что вода в реке не голубая, а разноцветная: художник использует десятки оттенков. То есть художник пытается изучить Божий мир, широко открывает глаза, и идет ему навстречу, и начинает петь свою песню.
С ребенком обязательно надо посоветоваться и спросить, хочет ли он продолжать экскурсию или же он устал. Если он готов продолжить, тогда можно пойти дальше. Но предварительно проверьте в краткой форме, насколько сохранилась информация в его памяти.
— С какими художниками мы сегодня познакомились?
— С Щедриным, Кипренским.
— Что же тебе больше понравилось или запомнилось?
Ребенок обязательно должен проговаривать вслух, что он услышал и увидел, иначе быстро забывается необходимая информация.
Детям быстро становится скучно, если не менять жанр, поэтому сейчас мы отправимся к «Автопортрету» Карла Павловича Брюллова, созданному им в 1848 году.
Художник прославился благодаря картине «Последний день Помпеи» (1833). Она находится в Русском музее Петербурга. Брюллова даже называли «великий Карл», вот как им гордились русские люди! Когда он вернулся из Италии в Петербург, ему предложили расписать купол Исаакиевского собора. Брюллову казалось, что он непременно справится с этой труднейшей задачей, но, увы, художник очень тяжело заболел. На этой картине он в ужасном состоянии, у него депрессия, он страшно исхудал. И при этом я очень люблю этот портрет, в нем есть какая-то скрытая сила. Несмотря на тяжелое состояние, Брюллов под действием вдохновения пишет свой автопортрет в течение полутора часов. Давай внимательно рассмотрим его руки, посмотри, какие краски художник использует?
— Голубовато-желтоватые.
— А почему же кончики пальцев покраснели? Вот посмотри, если я к своему лицу или к рядом стоящей белой скульптуре поднесу красный предмет — что мы увидим? На моем лице или на скульптуре появится красное пятно отраженного цвета. Его в живописи называют цветным рефлексом. Откуда же на пальцах Карла Павловича появился цветной рефлекс? Он сидит в красном кресле, поэтому кончики его пальцев розовато-красноватые. А вот эти губы? Они похожи на губы неживого человека. Они обескровлены. А где изображена жизнь?
— В глазах. Они пристально смотрят в свое отражение в зеркале.
— Правильно. Посмотри, как мощно собраны мускулы на лбу этого человека, как мощно работают сейчас его воля, он побеждает свою слабость и тщедушие. Его мысль сейчас работает, его чувства сосредоточены. И что мы видим на этой картине, неужели Брюллов писал портрет, чтобы изобразить себя? В нем заключена более глубокая суть — как жизнь борется со смертью. Поэтому так важно вдумчиво всматриваться в портреты. Ты открываешь для себя то, что художник мог никому и не говорить, ты открываешь для себя тайники его души.
Обратимся еще к одному моему любимому произведению, написанному Карлом Павловичем в Италии в 1832 году, — «Всадница». Это парадный конный портрет и одновременно картина, изображающая сцену, происходящую у крыльца богатого загородного дома. Изображены воспитанницы графини Юлии Самойловой — Джованина и Амацилия. Когда эта картина появилась, то некоторые знатоки начали говорить, что Брюллов допустил ошибку: невероятно, чтобы такая юная женская рука могла обуздать слишком горячего коня, что это вымысел художника. Поначалу, действительно, кажется — не может, но если внимательно присмотреться, то в этом лице красивой наездницы видится властный характер и воля. Леонардо да Винчи как-то сказал, что самое трудное для художника — найти жест, через который можно передать намерения души человека. Еще раз посмотрим на руку наездницы — в жесте то же намерение, что и в лице. Кстати, а что такое душа? Для взрослого это сложный вопрос, а один мальчик мне очень просто ответил, что «душа — это я без тела». Поэтому сами родители на таких экскурсиях, если они будут находиться в сотворчестве с детьми, откроют для себя много нового.
Будем рассматривать картину дальше.
— Почему белая юбка Джованины не кажется белой?
— Потому что она в рефлексах.
— Верно. Так как же одета наездница?
— На ней белая юбка, голубая блузка. По ветру развевается зеленая вуаль.
— То есть мы видим холодные цвета. А почему они считаются холодными? И дети отвечают, что белый цвет — это цвет снега, он холодный, зеленый — это цвет травы, она тоже прохладная, особенно после дождя или после росы, голубой — это цвет воды, она тоже прохладная. Оказывается, что цвет несет определенную смысловую нагрузку.
Теперь посмотрим на девочку, она обещает быть красавицей, но с другим темпераментом. Мы видим, что ей очень нравится конь, мало того, видим, что девочка и конь очень похожи друг на друга. В чем это выражается? В черных глазах — они большие и яркие. У девочки густые черные блестящие локоны волос, а у коня черная лоснящаяся шкура и густая грива. И движения у них страстные, порывистые. На Амацилии платье бело-розовое, у коня язык и ноздри — красные.
У детей можно спросить, какая девочка больше нравится и почему? Чаще всего выбирается маленькая девочка, потому что она похожа на цветочек, на розочку. Однажды мне пришлось вести экскурсию из очень далекого города. И около этой картины мне учительница призналась, что если бы она не увидела картину в галерее, то была бы уверена, что в помещении, за спиной девочки — пожар. Так обманчиво картина воспринималась через слайд, которым она пользовалась на уроках в школе. И действительно, красный — «горячий» цвет огромной шторы или занавеса сильно напоминает живое движение огня. Красный цвет всегда воспринимается наиболее эмоционально. Можно с уверенностью сказать, что художник сравнивает в своей картине две красоты, два темперамента: «лед и пламень».
Ну вот и закончилась наша экскурсия. Картин не должно быть слишком много, иначе все впечатления смешаются, и в памяти ничего не останется. Родителям стоит знать, что лучше всего запоминается последнее впечатление, поэтому под конец экскурсии можно посмотреть картину, которая будет нести воспитательную нагрузку. Урок с таким «наглядным пособием» усвоится легко и надолго.